Мы привыкли считать, что "только в России" все может быть настолько плохо, и при этом постоянно ухудшаться. Но это самообман: в остальном мире ситуация обстоит не лучше. Даже в США, самой богатой стране мира, принято жаловаться на то, что все вокруг только портится. Например, каждый год накануне Черной Пятницы разнообразные эксперты твердят одно и то же: что распродажа уже давно не та, и жить ей осталось совсем немного.
Главный признак приближающегося апокалипсиса - падение объемов продаж. Все меньше покупателей ходят по торговым центрам, все меньше прибыли получают продавцы. В прошлом году сокращение объемов действительно было заметным - 10%, в основном в связи перехода торговли в онлайн - но пророчества о скором падении Блэк Фрайдей начались задолго до этого, чуть ли не с того самого времени, как Black Friday обогнала предрождественскую субботу по масштабам в начале 1990-х.
В подкрепление своего мнения пессимисты перечисляют множество негативных примеров: попытки обмануть покупателей фальшивыми скидками, завышенные цены, сумасшедшие толпы и т.п., полностью исключая весь позитив, которого тоже немало. В конце концов, кто-то действительно покупает на Блек Фрайди что-то достойное и остается доволен. Иначе с чего бы распродажа пользовалась такой популярностью.
Кстати, есть такая американская шутка про Черную Пятницу: только в Америке люди насмерть давят друг друга в очередях на следующий день после праздника, посвященного благодарности миру за то, что уже имеешь.