Одна из первых развивающихся стран, решивших скопировать славную американскую традицию Черной Пятницы - Бразилия. Насколько успешно прошла затея и какие национальные особенности при этом приобрела Black Friday?
Бразилия не отмечает день Благодарения, поэтому привязывать распродажу было не к чему. Ее просто назначили на тот же день, что и в США. При этом, в отличие от российских организаторов, использовали те же приемы, что и американцы - например, сделали упор на оффлайн-продажах и привлечении покупателей в торговые центры.
Только самим покупателям традиций Блек Фрайдей никто не объяснил. Они были не в курсе, что надо стоять целую ночь под дверями магазинов, чтобы успеть взять самые крутые товары, что наверняка начнется соперничество за лакомые скидки и что далеко не всем предложениям продавцов стоит доверять. В итоге ритейлеры сделали все возможное, чтобы обмануть доверчивых бразильцев: не дали обещанных дискаунтов, завысили цены, привязали скидочные предложения к другим - совсем неинтересным. Стало ясно, что без воспитания у людей культуры участия в распродажах Черная Пятница может быть не только невыгодной, но и опасной для здоровья - особенно в стране с высоким уровнем преступности.
Вал жалоб на недобросовестных продавцов и агрессивных покупателей вынудил самых ответственных бразильцев организовать специальную информационную кампанию, цель которой - объяснить народу, чего ждать от распродажи и как правильно себя на ней вести. Пока что об успехах этого предприятия говорить трудно, потому что из-за тяжелого экономического кризиса люди не готовы тратиться даже на товары со скидками. Продажи падают, очередей нет, целесообразность проведения Black Friday под вопросом.