Некоторые авторы считают, что британская Блек Фрайдей не просто потеряла запал и нуждается в пересмотре приоритетов, но и в принципе негативно сказывается на розничной торговле. Аналитик американского финансового информационного агентства Bloomberg Андреа Фельстед выразила мнение, что английские ритейлеры только страдают от распродажи, и советует остальным странам держаться от нее подальше ради собственного блага.
Результаты участия британских магазинов в Черной Пятнице Фельстед сравнивает с Брекзитом: всё тоже очень плохо. Привезённая из Америки Амазоном традиция предрождественских распродаж подорвала давно сложившуюся в Европе привычку к новогодним и январским акциям: теперь продавцы вынуждены снижать цены раньше и сильнее, что заметно бьет по их доходам. Ведь до появления Блэк Фрайдэй товары разошлись бы и без всяких скидок! А сейчас вынужденным сражаться за покупателя магазинам приходится тратиться как на дополнительную рекламу, так и на поддержку сайтов под пиковыми нагрузками и обслуживание толп клиентов. И это не говоря о потерях дохода, связанных с предоставлением крупных дискаунтов. Особенно пострадали сети, представленные преимущественно в оффлайне – как мы уже писали на прошлой неделе, спрос высокими темпами утекает в интернет.
Фельстед считает, что на Великобритании в этом смысле уже можно ставить крест – покупатели слишком сильно привыкли к распродаже, и вернуть рынок в состояние «до Black Friday» уже не получится. Но у остальных европейских стран шанс спастись еще есть – если ритейлеры не будут идти на поводу у клиентов. Впрочем, как и к любому американскому совету, к этому мнению стоит прислуживаться с большой осторожностью.